Развитие ребенка
Развитие ребенка от 1 до 3 лет – немаловажный этап в становлении его как личности. После года темпы физического развития замедляются. И уже за последующие пару лет ребенок вытянется и прибавит в росте не больше 10-15 см.
На первый взгляд может показаться, что ребенок уверенно стоит, ходит и перемещает предметы в пространстве, а за помощью к родителям он обращается все реже, но это заблуждение. Физическое развитие еще требует корректировки.
В возрастной промежуток с года до трех ребенок переживает три этапа:
- Первый этап развития: с года до полутора лет. Ребенок уже достаточно хорошо владеет своим телом и начинает познавать мир с помощью исследований и опытов. Мир познается по новому, с помощью проб и ошибок, набиванием первых шишек и синяков. В данный период начинает формироваться такое проявление характера как “Я – сам”. Не стоит отказывать в этом ребенку, ведь каждый учится на своих ошибках. На этом этапе начинает активно развиваться речь ребенка, пополняется пассивный словарь.
- Второй этап развития: с полутора лет до двух. Полученные раннее знания, умения и навыки совершенствуются. Характер становится ярче и проявляется все чаще.
- Третий этап развития: с двух лет и до трех включительно. На данном этапе происходит активное умственное развитие ребенка.
Активный словарь ребенка
Не успев отпраздновать свой первый день рождения, ребенок начинает непрерывно лепетать. В речи появляются все новые слова, которые могут быть не четкие и не понятные, но понять, что пытается донести малыш, уже можно. Многие дети еще неправильно строят предложения, меняя местами или замещая определенные слова, а кто-то вообще только пытается начать говорить и выражать свои мысли. Не все еще умеют строить предложения, многие произносят только отдельные слова. Но не стоит беспокоиться, это норма для детей раннего возраста.
Ребенок все слышит и понимает. Если его попросить выполнить определенное действие, он обязательно это сделает. Принести книгу? Принесет. Дать маме салфетку? Конечно, даст.
В данный период активно развивается словарь ребенка и пополняется новыми словами. Главная задача в этот момент – заниматься с ребенком. Необходимо стараться комментировать каждое свое действие и действие малыша, называть предметы и объяснять их функциональное назначение. Можно на все невербальные просьбы ребенка отвечать непонимающе и тем самым подбивать к речевым комментариям.
Необходимо как можно больше дать ребенку, заложить в него, сформировать понятия об окружающей среде. Ведь дети – это губка, что отдашь, то и получаешь.
Познание мира вокруг нас
Развитие и воспитание ребенка старше года происходит с помощью прикосновений, тактильно. В этом возрасте на первом месте стоит исследовательская деятельность: посмотреть, как тает снег, опадают листочки, вода исчезает в цветочном горшке, текут ручьи по улице, как закрашивается вода и т.д.
Как только ребенок открыл утром глаза, он сразу норовит покинуть кровать и последовать изучать мир. Не стоит ему запрещать в этом и постоянно указывать: не трогай, не лезь, горячо или острое. Все, что может навредить малышу, стоит спрятать в далекий ящик.
Необходимо принимать активное участие во всех начинаниях своего малыша. Главное его занятие – потрогать, пощупать, пощипать, переливать. Лучше сесть вместе и пересыпать крупу из емкости в емкость, покормить ежика «семечками», спрятаться в шкаф и поползать на животе, переложить вещи, чем потом переживать, что время упущено.
Не стоит забывать, что ребенок такой же член семьи, и с его настроением и желаниями стоит считаться. Он хочет знать, где и что лежит, как к нему можно добраться. Только дети за такой короткий промежуток времени могут обрести огромный багаж знаний.
Время бодрствования
Время бодрствования в этом возрасте увеличивается, и ребенок переходит на один дневной сон, длительность которого колеблется от 1,5 до 3-х часов. Все остальное время ребенок играет. Это могут быть как покупные настольные игры, машинки и сортеры, так и предметы бытовой принадлежности (тарелка, ложка, вилка, кастрюля, дуршлаг).
В такие моменты ребенка можно знакомить с миром предметов, их назначением, показать, что можно сделать с их помощью. Кроме своей речи, нужно просить ребенка повторить, ответить на вопрос или просто внезапно остановиться, побуждая ребенка досказать самому.5
Первые шишки и падения
У ребенка активно развиваются двигательные навыки. Он заходит и сходит по лестнице самостоятельно, прыгает, бегает, пытается катить и бросать мяч двумя руками. Это возраст первых шишек и падений.
Не стоит обращать внимание на неудачи ребенка. Лучше поддержать и подбодрить: «Ничего страшного не случилось, вставай, ты умничка!».
Я – сам
Дети после года активно владеют ложкой и трудностей с приемом пищи у них нет. Принято считать, что в возрасте 12 месяцев ребенок должен уметь кушать густую пищу самостоятельно, а в 18-24 месяца жидкую.
Если знакомства с ложкой еще не произошло, то необходимо как можно быстрее это сделать. Ведь сейчас начинает развиваться самостоятельность малыша.
Можно знакомить с правилами поведения за столом. Показывать иллюстрации детей, рассказывать, кто правильно сидит, кто правильно держит ложку и где должна находиться вторая рука. Если ребенок за процессом приема пищи находит что-то веселое, то лучше дать ему понять, что он не прав.
Можно начинать знакомить ребенка с его гардеробом, проговаривая название каждой вещи отдельно. Стоит начинать учить ребенка одеваться самостоятельно. Последовательность в одежде – от простого к сложному. Сначала трусы, штаны, потом с помощью взрослого – футболка и кофта, обувь.
Игры с водой
Сейчас пик активности игр с водой. При виде таза наполненного до краев, взгляд ребенка прикован к нему, а еще вчера он плакал, купаясь в ванной? Лучшим решением будет устроить игры с водой.
Существует огромное количество игр с водой:
- рыбалка с сачком или удочкой;
- корабли;
- морские животные;
- горки.
Для прогулок на улице станет отличным вариантом песочница. Сейчас ребенок способен пересыпать песок из разных емкостей, хорошо владеет совком и граблями, сможем разобраться с приемом лепки куличиков.
Что следует знать о здровье малыша? Читайте здесь. Насколько важно общение с ребенком в семье? Информация в этой статье.
Период развития с года до трех лет – очень важный и необходимый для каждого ребенка. Ведь только сейчас он получает все необходимые знания, умения и навыки, на которых будет базироваться его дальнейшее развитие.