Развитие ребенка до года
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Таков вопрос многих родителей полугодовалых малышей. Должен ли он уже уметь опираться на ручки, ползать, различать голоса, устанавливать простейшие причинно-следственные связи? Чем должен питаться ребенок в 6 месяцев? Должны ли прорезаться у малыша в 6 месяцев первые зубки? Ответы на все эти вопросы в данной статье.

Развитие ребёнка до года

Развитие ребенка до года

Статья посвящена основным критериям развития младенца с рождения до года и дает общее представление о физическом и нервно-психическом развитии ребёнка в этот период. Помимо общей информации о первых месяцах жизни человека приводятся возрастные нормы освоения тех или иных ключевых навыков.

Развитие человека – удивительный и сложный процесс. В первый год жизни ребёнок овладевает огромным объемом знаний и умений, а в его физическом развитии происходят колоссальные изменения.

Для родителей этот год, когда приходится полностью перестраивать свой образ жизни, – настоящее испытание. Поэтому ещё до родов стоит получить необходимую информацию: читать соответствующие книги и статьи, смотреть видео о развитии ребёнка до года.

Наличие врожденных рефлексов - залог того, что нервно-психическое развитие ребёнка до года будет происходить правильно.

Отсутствие рефлекторных способов взаимодействия с миром у младенца – повод немедленно обратиться к врачу!

Основными рефлексами считаются хватательный, плавательный, сосательный, поисковый и рефлекс ходьбы. Малыш также реагирует на громкие звуки, моргает, чихает и зевает.

Этапы развития ребёнка

Этапы развития ребенка до года

Условно выделяют несколько основных этапов развития ребёнка в первый год жизни.

I. Адаптационный этап (1-3 месяца).

Малыш приспосабливается к жизни в мире и учится адекватно воспринимать всё, что его окружает. Он реагирует на звуки, прикосновения, появление взрослых. С 2-х месяцев начинает сознательно использовать плач, чтобы позвать родителей.

Развитие двигательной активности ребенка до года

II. Этап первых экспериментов (4-6 месяцев).

У ребёнка исчезают врождённые рефлексы и формируются первые «взрослые» навыки. Начинается активное интеллектуальное развитие: малыш сознательно и целенаправленно знакомится с окружающим миром, экспериментирует. В этот период восприятие ребёнком мира приближается к взрослому.

III. Подвижный этап (7-9 месяцев).

Ребёнок активно осваивает новые способы передвижения, одновременно расширяя свой кругозор. Он уверенно сидит, начинает ползать, делает первые попытки ходить. В этот период малыша нельзя оставлять без присмотра. К концу периода ребёнок начинает чётко различать предметы и учится думать.

IV. Самостоятельный этап (10-12 месяцев).

Ребёнок начинает ходить и произносит первые сознательные слова, учится устанавливать причинно-следственные связи, активно повторяет действия родителей, делает выводы. Интерес к окружающему миру возрастает одновременно с адаптацией к внешним воздействиям.

Норма зрительного восприятия ребенка до года

Детские нормативы

Физическое и психологическое развитие ребёнка до года имеет свои критерии. Объективными показателями являются увеличение роста, веса, окружности головы и появление зубов.

В норме физическое развитие ребёнка по месяцам выглядит так.

Ребёнок вырастает на 3 см в первые четыре недели, на 2,5 см в месяц в последующие два месяца жизни, на 2 см – в пять-восемь месяцев и на 1,5 см – до года. Вес в первый месяц увеличивается на 600 г, на 2-3 месяц – на 800 г в месяц, а затем норма прироста уменьшается каждый месяц на 50 г: от 750 г на 4-й месяц до 350 г по истечению 12 месяца.

Первые зубы прорезаются в пять-шесть месяцев, к девяти месяцам обычно вырастает 4-6 зубов, а в год малыш может похвастаться уже 6-8. Размер головы увеличивается на 5 см в первый месяц, на 2 см в месяц в возрасте трёх-четырех месяцев, на 1 см с четвертого по седьмой месяцы и на 0,5 см с восьми месяцев до года.

Если ребёнок не соответствует этим критериям, тревогу бить рано. 

Процесс развития человека индивидуален и часто передаётся по наследству! 

Если появились какие-либо проблемы и родителей беспокоит физическое развитие ребёнка до года, стоит проконсультироваться у педиатра, но не более того.

Развитие интеллекта

Нервно-психическое развитие ребёнка до года определяют по следующим критериям: развитие моторики, речи и эмоционального интеллекта.

Крупная моторика связана с ориентацией в пространстве и умением владеть собственным телом. Сюда относится умение держать голову, навык переворачивания, первые попытки сидеть, ползать и ходить.

Мелкая моторика отвечает за координацию взгляда и движения рук, умение хватать и удерживать предмет. Проблемы с освоением этих навыков могут иметь последствия в будущем. 

Мелкая моторика ребёнка – тот аспект, на который родители обязаны обращать особое внимание!

К развитию речи относится не только произнесение звуков, но и умение воспринимать разговор, реагировать на беседу. Это плач (который до определённого момента служит ребёнку единственным способом общения с родителями), понимание чужой речи, произнесение звуков, слогов, бессознательное повторение слов и, наконец, умение говорить.

Очень важным показателем развития является эмоциональный (или аффективный) интеллект. Это умение адекватно реагировать на действия людей: улыбкой, смехом, плачем; навык распознавания своих и чужих, первые попытки взаимодействовать с окружающими. Именно эмоциональный интеллект отвечает за развитие эмпатии.

Для удобства восприятия ниже приведена таблица нервно-психического развития детей, иллюстрирующая возрастные нормы освоения некоторых навыков.

 Таблица нервно-психического развития ребенка до года

Психология развития ребёнка до года гораздо сложнее поддаётся объективной фиксации. Не умеющий говорить малыш пока не способен чётко осознавать свои эмоции.

В первые месяцы жизни плач свидетельствует только о физическом дискомфорте, который испытывает ребёнок: голод, грязный подгузник, плохое самочувствие. 

Младенец не умеет капризничать! 

Становясь старше, малыш начинает реагировать на состояние психологического дискомфорта. Ребёнок капризничает по объективным причинам: когда устал, чувствует потребность в безопасности, сталкивается с непреодолимыми препятствиями (к которым относятся и родительские "нет" и "нельзя"). Не стоит ждать от малыша следования социальным нормам: пока ему незнакомо представление о стыде и стеснении.

Правильное развитие новорожденного должно сопровождаться грамотным уходом за ним. Об этом подробно рассказано в этой статье. Также родителям следует уделять особое внимание здоровью ребенка, об особенностях которого можно узнать из этой публикации.

 

 

НАША РАССЫЛКА Введите ваш e-mail, чтобы
получать новые статьи
Какой способ определения беременности Вы считаете наиболее достоверным?