Воспитание ребенка
Воспитание детей от 1 до 3 лет делится на 3 возрастных этапа, зная специфику которых, можно остановить свой выбор на определенной методике. Психологи утверждают, что наполовину умственное развитие человека и формирование его личности происходит в возрасте первых 3-4 лет жизни. Именно за этот период формируется фундамент для дальнейшего развития психики. И если родители не поняли раньше, какая возложена на них ответственность за воспитание ребенка, то к 13 месяцам его жизни нужно начать принимать непосредственное участие в развитии и направить его в нужное русло.
В другом случае, не избежать задержек в развитии и формирования нежелательных привычек. В таком раннем возрасте дети наиболее сильно привязаны к матери, своего опыта прошлого практически нет, поэтому их сознание не направлено в будущее. Они действуют здесь и сейчас, и воспитание детей до 3 лет преимущественно происходит через подражание взрослым.
Первый период воспитания
Одним из наиболее интересных периодов в развитии ребенка считается возраст от 1 года до полутора, когда появляются первые навыки самостоятельного хождения, следовательно, расширяется поле деятельности маленького исследователя. Это возраст, когда удержать ребенка даже несколько минут в поле зрения практически невозможно. Он лезет повсюду, ручки все тянут в рот, набиваются шишки.
Ребенок начинает говорить, запоминать первые слова и ему требуется помощь в речевом развитии. Он уже много что понимает и ему не терпится выразить свои мысли в словах, но сделать это очень сложно. Для этого требуются целенаправленные занятия развития речи:
- комментирование всех действий;
- сюжетные игры;
- называние предметов и объяснение, для чего они предназначаются.
Даже если кроха слова не повторяет, он все равно их запоминает.
Связь между словом и конкретным предметом будет устанавливаться постепенно. Идеальными первыми помощниками станут любимые всеми потешки и прибаутки. Они описывают окружающий мир, природные явления, конкретные действия настолько просто, что ребенок быстро запоминает новые понятия. Уже после первой произнесенной фразы речь начнет очень быстро развиваться.
Каждый день от малыша будут слышны новые слова. И здесь особенно важно уделять внимание ребенку. Если интерес к нему не проявлять или давать на его вопросы односложные, «пустые» ответы, очень быстро пропадет интерес к речевой деятельности и в развитии малыш начнет отставать. Важно дать понять ребенку, что его слышат. Например. Мама гладит вещи. Ребенок наблюдает, сидя на диване и говорит: «Тю!» – увидев утюг, которым мама пользуется. «Да, это утюг», – отвечает мама.
Ребенок не разговаривает: что делать?
Запомнить объекты и назвать их в будущем хорошо помогает собственный опыт, который приобрести можно в сюжетной игре. Покормить куклу, уложить медвежонка спать, погулять с игрушками по дорожке. Реальные, простые действия, которые ребенок осуществляет в игре, помогают проработать собственный опыт, а в речи он закрепляется.
Если раньше ребенку не было интересно, что он делает, то сейчас на это он обращает особое внимание. Действия в игре, которые повторяет малыш, нужно обязательно проговаривать: «Кукла спит, играет в песочке, держит меня за руку».
По статистике, дети в возрасте до 3 лет произносят каждый день 12 000 слов, а вопросы задают 900 раз.
Второй период воспитания
Воспитание ребенка от 1 до 2 лет не менее ответственный период. Совершенствуются приобретенные навыки, проявляется характер. Днем достаточно одного часа поспать в детской, все остальное время уходит на исследования и познание окружающего мира.
В это время погремушки, мягкие игрушки становятся неинтересны, внимание привлекают все предметы, которые, с точки зрения взрослых, трогать нельзя:
- бусы и пуговицы;
- книги и журналы;
- спички и посуда;
- косметика мамы и инструменты папы.
Не нужно одергивать малыша, когда он познает мир. Если есть предметы, которыми играть нельзя, пусть они не попадают в поле зрения.
В это время ребенок становится более общительным и может без умолку болтать, повторяя за взрослыми каждое слово. Задача родителей – позаботиться об окружении малыша и больше разговаривать с ним. В качестве собеседников он выбирает часто игрушек.
Детки в возрасте от 1,5 до 2 лет не очень ловкие, но слишком подвижны, свободное время ребенка занимается развивающими играми. Так приобретаются навыки общения, запоминаются новые слова и предметы.
Игрушки должны быть подобраны в соответствии с возрастом: никаких красок, сложного конструктора, мелких деталей или пластилина. Самый лучший вариант – резиновые зверята, кубики, игрушечная посуда, мячики небольшие мягкие игрушки.
Обычно дети двухлетнего возраста проявляют интерес к самостоятельному одеванию и раздеванию, особенно если ходят в детский сад, но не у всех получается. Не нужно спешить на помощь: пусть привыкают к самостоятельности. Родителям нужно набраться терпения, не нервничать и не ругать малыша. Всему свое время. Он научится, наблюдая за неторопливыми и спокойными действиями взрослых.
Третий период воспитания
Воспитание и развитие детей 2-3 лет – это завершающий этап раннего детства. Нужно начинать приучать ребенка следить за своим внешним видом, вещами, игрушками и принадлежностями, которыми он пользуется. Следует учить:
- убирать игрушки;
- заправлять постель;
- вешать одежду на вешалку;
- обувь ставить на место.
Нужно показать, как правильно чистить зубы и приучить малыша делать эту процедуру ежедневно.
Необходимо стараться быть максимально доброжелательными, внимательными и терпеливыми. Но не попустительствовать прихотям ребенка. Важно быть в требованиях мягкими и настойчивыми, чтобы задать правильный путь развития.
Основные источники развития детей в любом возрасте – игровая и предметная деятельность. Игра является прекрасным способом воспитания и обучения ребенка, она приносит радость и уверенность в себе.
Кризис трехлетнего возраста
В трехлетнем возрасте происходит первая переоценка ценностей, взаимоотношений с окружающим миром и своих возможностей. Это побуждает ребенка покидать установленные родителями и прошлым опытом границы допустимого, чем и осложняется воспитание ребенка от года до трех лет. Дети, несмотря на свою привязанность к маме, проявляют свою независимость, действуя разными способами, которые соответствуют их новым возможностям.
Признаки наступления кризиса:
- упрямство;
- своеволие;
- деспотизм;
- строптивость;
- протест-бунт.
О значении семьи в жизни ребенка читайте здесь. Как спланировать семейный отдых, чтобы малышу было не скучно? Интересная информация в этой статье.
Некоторые родители сбиты с толку, почему их милый ребенок стал совершенно другим, и начинают принимать жесткие меры воспитания. Ребенку сложно противостоять, он сдается, что как личность его обедняет, или, сделав вид, что смирился, начинает действовать исподтишка.
Важно не потерять своего родительского авторитета и контакта с малышом, но при этом, давать возможность приобрести ценный опыт упорства в достижении целей и самостоятельного выбора. Если задать правильную модель поведения в раннем детстве, то и кризис подросткового возраста дети пройдут легко.